Методические программы ГБУ «КЦСОН»

Методические программы и реализуемые технологии в ГБУ «КЦСОН»:

разработаны:

  • Анкета «Выявление насилия в семье», направлена на выявления в семье, физического, эмоционального, сексуального насилия над детьми;
  • Анкета «Выявление сильных сторон и трудностей ребенка», направлена на выявление у детей индивидуальных характерологических особенностей;
  • Анкета «Оценка уровня школьной мотивации», направлена на выявление школьной мотивации учащихся;
  • Анкета «Детско-родительские отношения», направлена на выявление отношения детей к своим родителям, а также стиля родительского воспитания;
  • Анкета «Выявление девиантных подростков», направлена на выявление предпосылок подростков к отклоняющемуся от общества поведению;
  • Анкета «Я и мои друзья», направлена на изучение межличностных отношений в коллективе;
  • Программа по профилактики семейного неблагополучия «Вера, Надежда, Ответственность» направлена на поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого-педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско-родительских отношений;
  • Индивидуальная программа реабилитации и адаптации ребенка, проживающего в социальной квартире Отделения социальной реабилитации несовершеннолетних направлена на создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, проживающих в социальной квартире Отделения социальной реабилитации несовершеннолетних, путем развития различных форм их семейного жизнеустройства и проведения комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений;
  • Карта социальной реабилитации несовершеннолетнего, направлена на выявление индивидуальных психологический и педагогических свойств типологии личности несовершеннолетнего;

реализуются:

  • Индивидуальное психологическое консультирование направлена на помощь клиенту в решении его проблем, осознание и изменение малоэффективных моделей поведения, для того чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром;
  • Психокоррекция направлена на активное целенаправленное воздействие на личностный, поведенческий и интеллектуальный уровень функционирования человека;
  • Когнитивная психотерапия направлена на решение психосоциальных проблем клиента, устранение причин, способствующих развитию психопатологии;
  • Групповая психотерапия направлена на использование групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающими между участниками группы в лечебных целях;
  • Индивидуальная психотерапия направлена на оказание помощи и поддержке клиента со стороны психотерапевта с целью разрешения возникших проблем или преодоления жизненных трудностей;
  • Гештальт-терапия направлена на расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми;
  • Экзистенциальная терапия направлена на подведение клиента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор;
  • Метод прогрессивной мышечной релаксации направлен на снятие напряжения как нервного так и психоэмоционального, разрешение стрессовых ситуаций;
  • Групповая поведенческая терапия направлена на помощь членам группы отказаться от неадаптивных форм поведения, обучения их новым навыкам и сформировать более эффективные поведенческие паттерны;
  • Аутотренинг направлен на воздействие психического и физического состояния методом самовнушения;
  • Аверсивная терапия, направлена на коррекцию девиантного поведения – прежде всего алкоголизма, агрессивного поведения, различных сексуальных отклонений;
  • Игровая терапия направлена на развитие личности человека;
  • Логотерапия направлена на помощь клиенту обрести утраченный им смысл жизни;
  • Кинотерапия направлена на эмоциональное переживание и проживание участниками актуальных на данный момент жизни ситуации и проблем; осознание и переосмысление себя и своих целей, потребностей, психологических проблем; развитие способностей самонаблюдения и умения быть в позиции объективного наблюдения ситуации; развитие способности к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей, способности к сопереживанию, духовный рост;
  • Музыкотерапия направлена на восстановление гармонии звуковой палитры организма;
  • Арт-терапия направлена на воздействие психоэмоционального состояния клиента и развитие мелкой моторики рук;
  • Фототерапия направлена на укрепление и восстановление психологического и социального здоровья клиента;
  • Библиотерапия направлена на формирование у человека навыков и способностям противостоять неординарным ситуациям, укрепить силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровни;
  • Семейная психотерапия направлена на коррекцию межличностных взаимоотношений;
  • Метафорический тренинг направлен на развитие рефлексии и метафорического мышления;
  • Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) направлена на лечение посттравматических стрессовых расстройств, вызванных переживание стрессовых событий, а также фобий;
  • Психогимнастика направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Разработаны:

  • Комплексная программа «Из детства в Отрочество» направлена на обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, психолого-социально-личностного, через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду;
  • Программа «Духовно-нравственное воспитание» направлена на воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина;
  • Программа «Закон и я» направлена на формирование правовой культуры у школьников;
  • Программа «Профилактика наркотической зависимости подростков», направлена на профилактику наркотической зависимости у подростков;
  • Индивидуальная программа реабилитации ребенка направлена формирование социально-адаптированной на здоровый образ жизни личности подростка, предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений с его стороны и реализации конституционных норм по защите семьи и детства;
  • Социальная карта ребенка направлена на определение основных особенностей личности ребенка, его социального статуса и статуса его родителей, семейного микроклимата и особенностей родительско-детских отношений в семье.

Педагогом дополнительного образования по труду реализуются:

  • Декоративное шитье направлена на развитие мелкой моторики рук, творческих и интеллектуальных способностей детей;
  • Клиническая трудотерапия направлена на увеличение объема движений в суставах пальцев, лучезапястном, локтевом и плечевом суставах;
  • Квиллинг, направлен развитие мелкой моторики, познавательных, умственных и творческих способностей;
  • Декупаж, направлен на развитие мелкой моторики, аккуратности и творческих способностей;
  • Лепка, направлена на развитие мелкой моторики, успокоения нервной системы, развитие усидчивости и аккуратности, творческих способностей, личности;
  • Аппликация, направлена на расширение кругозора ребенка и усиление его способности к познавательной и творческой деятельности;
  • Папье-маше, направлена на развитие мелкой моторики, творческих и умственных способностей.

В Отделении реабилитации инвалидов используются:

  • Методика по устранению дислексии представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме.
  • Методика «Игровая деятельность в устранении заикания» – развитие игровой активности заикающихся детей, исправление недостатков личности, коррекция поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему разнообразных игр, составляющих методику игровой деятельности. Используются дидактические, подвижные, творческие игры, игры с пением и т.д.
  • «Развитие речи у аутичных детей» – методика включает в себя несколько этапов. Первый этап – обучение глобальному чтению, по слоговому и аналитико-синтетическому чтению. Следующий этап – работа над структурой простого предложения. Далее работа ведется над формированием грамматического строя речи.
  • Коррекционная программа «Лучик» для детей с ТНР – программа рассчитана для детей с ТНР, речь таких детей характеризуется нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Опоздание с коррекционной помощью таким детям часто приводит к появлению вторичных нарушений в развитии познавательных психических процессов и несформированности коммуникативных навыков.
  • Рабочая программа по коррекции ОНР («общее недоразвитие речи») III уровня у старших дошкольников – целью этой программы является формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизирование слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Программы:

  • «Лента времени» – эта специализированная программа адресована тем детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, чьи представления о мире сужены, стереотипны, недостаточно дифференцированы, кому трудно соотносить образные представления с календарным временем;
  • «Мир за твоим окном» – программа посвящена темам, которые присутствует в содержании обучения практически всех категорий детей. Она состоит из пяти частей: «Времена года», «Погода», «Одежда», «Рассказы о временах года», «Календарь». У каждой из них свои задачи в области развития и обучения.
  • «В городском дворе» – программа используется для формирования у детей школьного возраста картины мира, основанной на понимании его целостности, закономерной изменчивости, неразрывной связи человека с окружающим его миром, вне которого он не может существовать. Она состоит из четырех частей: «Калейдоскоп», «Размышляем», «Моделируем», «Читаем и додумываем».
  • Методика «Играем в сказку» (воспитание и развитие личности ребенка) – данная методика помогает с помощью сказки воспитать в ребенке доброту, порядочность, смелость и уверенность в себе. Предлагаемые педагогом сказочные ситуации помогут детям избавиться от агрессии, эгоизма, замкнутости, преодолеть страхи и комплексы.
  • Верботональная методика «Как научить глухого ребенка слушать и говорить» – направлена на развитие вербальной коммуникации (навыков речи и изучения языка) и индивидуальное развитие ребенка в целом, а не только реабилитацию, связанную с проблемами слуха.
  • Программа по коррекционной ритмике – предназначена для укрепления психического и физического здоровья детей с ОВЗ: формированию правильной осанки, походки; развитию общей и мелкой моторики, снижению психологического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения.
  • Методика «Учимся думать и придумывать» – предлагает в интересной и доступной форме научить ребенка мыслить логически, принимать неординарные решения, находить ответ на вопрос в нестандартной ситуации.
  • Дыхательная гимнастика – это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.
  • Элементы программы «Мы рады друг другу» – музыкально-коррекционные занятия в сочетании с другими видами коррекционной работы для детей с ОВЗ.
  • «Давай познакомимся» (развитие и коррекция эмоционального мира) – цель этой программы – повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений, взаимоотношений и обеспечение эмоционального комфорта для детей.
  • Методика «Эмоциональные лица» – данная методика предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. Также при работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии.
  • Развивающая игра «Театр эмоций» – данная игра знакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств учит определять и различать человеческие эмоции и чувства. Пособие используется для индивидуальной и коллективной деятельности детей.
  • «Методика раннего развития» – основана на индивидуальном подходе к ребенку: он сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность данной методики – создание специальной развивающей среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.
  • Логопедический тренажер «Дельфа-142.1» – используется для развития памяти, речи, концентрации, внимания и для коррекции эмоционально-волевой сферы. Устройства могут использоваться как на индивидуальных, так и групповых занятиях, обеспечивая широкий функционал и большую универсальность.
  • БОС «Кардио-лого 2.1» – предназначен для логопедической работы (коррекция речи, заикание). Применение метода БОС-логотерапевтический весьма эффективно для укрепления центральной нервной системы, развития речи детей с ОВЗ.

 

Университет третьего возраста – это еще одна новая перспективная форма работы с пожилыми людьми. Основной целью работы факультета является предоставление возможности гражданам старшего поколения получать необходимый уровень знаний и навыков для адаптации их к современным условиям жизни.

На базе Отделения активно функционирует Клуб общения инвалидов «Планета друзей». Здесь люди с ограниченными физическими возможностями получают уникальную возможность знакомиться и общаться на равных. Программы встреч включают в себе и эффективной коммуникации, просмотры и обсуждения интеллектуального кино, арттерапию, экскурсии и, безусловно, беседы на самые различные темы. Клуб общения инвалидов стал вторым домом для своих подопечных, в который люди приходят не только за получением социальной услуги; здесь они всегда чувствуют поддержку и заботу специалистов.